Профессия медиатор

Профессия «медиатор»

Медиация имеет богатые корни в истории России.

Несмотря на широкое применение, главная особенность, которой характеризуется посредничество-медиация в России до XVIII века – отсутствие профессиональных медиаторов, т.е. специалистов, для которых разрешение конфликтов является основным видом деятельности. Посредничеством занимались, главным образом, удельные князья и духовенство. 

Ярчайший пример становления профессии медиатора в России – появление должности «мировой посредник» для урегулирования споров, возникающих в ходе реализации Крестьянской реформы 1861 года. 
К началу XX века в России сложилась обширная практика применения посредничества и условия для закрепления профессии «медиатор».
Однако после Октябрьской революции 1917 г., ввиду доминирования марксистско-ленинской философии, упал интерес к социальным конфликтам и способам их разрешения. 

С 1980-х гг. интерес к конфликтам и способам их разрешения возрождается. Проходит ознакомление российских специалистов (психологов, юристов, социологов) с зарубежным опытом медиации. В 1990-х гг. в Санкт-Петербурге появляется первый Центр разрешения конфликтов, на основе которого проводятся не только встречи посредников со сторонами, но и обучение специалистов-медиаторов. 

Президент России Владимир Путин на VI Всероссийском съезде судей заявляет о необходимости «всемерно развивать альтернативные методы урегулирования споров, успешно зарекомендовавшие себя во всем мире». 
С этого заявления начинается новая страница в истории медиации в России. Готовятся законопроекты, и в 2011 году вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В чем предназначение профессионального медиатора сегодня?

Медиатор, как посредник, старается помочь сторонам договориться по волнующим их вопросам. Медиатор не предлагает вариантов разрешения конфликта, не дает советов, не убеждает и не настраивает.

Задача медиатора - руководить процессом переговоров, налаживать разрушенную коммуникацию между людьми.

Важнейший дар людей – умение коммуницировать, договариваться. Навязанные решения, даже выгодные для сторон могут не исполняться в силу того, что это решение пришло извне. Когда человек сам принимает решение, по какой-либо ситуации, он берет на себя ответственность и охотнее исполняет договоренности. Часто в конфликтной ситуации стороны сами знают решение своего вопроса, им только нужно помочь сформулировать, выразить предложения второй стороне так, чтобы та услышала.

Договоренности, достигнутые в медиации, фиксируются сторонами в медиативном соглашении. Стороны могут обсуждать любые вопросы, самыми «популярными» являются договоренности о порядке общения с ребенком, порядке пользования помещениями, правилах поведения, также решаются имущественные вопросы и многие другие. 

Правильное с практической точки зрения понимание результата медиации – организация медиатором условий для конструктивных переговоров сторон. Строго говоря, работа медиатора заканчивается там, где стороны понимают свои задачи и интересы, размышляют об интересах оппонента/партнера и генерируют предложения, способствующие реализации этих интересов на пути к достижению взаимной выгоды.

Иными словами, медиатор перемещает конфликт с эмоционального, хаотического уровня на содержательный, аналитический, регламентированный.